Синтез симфонизма и вариационности в Четвертой симфонии Александра Локшина
Аннотация
На примере Четвертой симфонии А. Л. Локшина анализируется поэтика композитора, чье творчество воплотило в себе важнейшие черты развития симфонизма во второй половине ХХ века. Данный этап развития жанра симфонии во многом был обусловлен эволюцией тематизма, который видоизменился до такой степени, что стало возможно говорить о микротематизме. Новые структурные отношения повлияли на формообразование: интонационные импульсы или мотивные ячейки стали развиваться самостоятельно, не подчиняясь более крупным структурным единицам — таким, как фразы или предложения. Все это способствовало новому синтезу классических принципов формообразования —вариационности, вариантности и собственно симфонического развития. В данной статье теория Шёнберга о «развивающей вариации» использована в анализе Симфонии Локшина методом «от обратного»: на примере этого принципа музыкального развития показывается, насколько оригинальна композиторская поэтика, в которой симфонизм и вариационность выступают в симбиозе.
Ключевые слова
Симфония, симфонизм, А. Л. Локшин, тематизм, вариации, вариационность, развивающая вариация