О вокальном формообразовании в музыке М. И. Глинки, или В какой форме написан романс «Я помню чудное мгновенье»?
Аннотация
Статья посвящена вопросам формообразования в вокальном творчестве М. И. Глинки, анализируются сольные оперные номера, а также романсы композитора. Автором отмечается специфика вокальной музыки вообще — не всегда подчиняющаяся классификационным типологическим схемам, ориентирующимся на музыкальную форму в «тесном смысле слова». Выводы статьи подтверждаются тем, как одно и то же произведение интерпретируется в разных теоретических системах.
В отечественном музыковедении до самого недавнего времени в качестве оснований для суждений о форме и ее типологических моделях выступают две классификации. Первая — распространенная система, принятая в 30-е–80-е годы, именуемая «советской»; вторая — исторически ее окружающая, первоначально восходящая к учению А. Б. Маркса. На вопрос «в какой форме», заданный шедевру Глинки, однозначно ответить затруднительно; обе классификации начинают «пробуксовывать».
В статье доказывается необходимость привлечения исторического подхода к вопросам формообразования и систематики. Актуальные для того или иного периода композиционные типы сами собой сложатся в круг с определенными взаимосвязями и отношениями между ними.
Ключевые слова
М. И. Глинка, романс «Я помню чудное мгновенье», вокальное формообразование, жанровые характеристики