Перейти к основному содержанию

Танеев, Скрябин и идеи тематического единства в симфониях русских композиторов конца XIX — начала XX веков

Аннотация
Одно из ужасных совпадений в истории музыки состоит в том, что Сергей Иванович Танеев, некоторое время бывший учителем Александра Николаевича Скрябина, умер ровно через два месяца после своего ученика в 1915 году. Через сто лет после смерти этих двух композиторов в статье заново рассматривается их художественная связь на примере двух сочинений, которые разделяют всего несколько лет, а именно: Симфонии Танеева до минор, соч. 12 (1896–1898), и Второй симфонии Скрябина, соч. 29 (1901), написанной в той же тональности. В обеих симфониях используются многочисленные трансформации тем и мотивные связи между частями. В этом отношении данные симфонии связаны с парадигмой многочастной оркестровой композиции XIX века, так называемым «принципом цикличности». В статье также рассматриваются отношения учителя и ученика и возможные взаимовлияния между обоими композиторами.

Ключевые слова
Сергей Танеев, Александр Скрябин, Московская консерватория, симфония, оркестр, образование, композиция, теория музыки, музыкальная форма, циклическая форма, тематическое преобразование, тематизм 

Автор

Номер журнала
13

Поделиться